Страны с высоким налогообложением - Европа, Африка и Южная Америка. Причины, по которым налоги остаются высокими. Проблема "серых" зарплат в Украине и мире.
В завершение серии материалов о налогах – подборка государств с наиболее жесткой налоговой политикой. В предыдущей статье мы рассматривали страны с мягким налогообложением и различными налоговыми льготами. Сегодня разберемся с их антиподами – государствами, в которых ставка на доход может достигать половины дохода, а рентабельность предприятия не всегда является гарантией его функционирования.
Европа
Лидер по самым высоким налогам – один из богатейших регионов мира, Западная Европа. В налоговом авангарде западноевропейских стран выступает голландский остров Аруба, где предельная ставка на доход может достигать 59% (в целом по Нидерландам – 55%). Налоговые ставки большинства западно- и североевропейских стран колеблются в районе 50%. Во Франции ставка на средний доход составляет 45%, при этом на налог на высокий доход (более 1 млн евро) может достигать 75%. И это при соседстве с Монако, стимулирующем отток миллионеров из-за отсутствия подоходного налога. Дания и Германия с подоходными налогами в 44,5% и 45% соответственно также испытывают негативные последствия – из-за высокой налоговой ставки из стран происходит отток человеческих ресурсов. В какой-то мере это компенсируется значительным наплывом мигрантов, но в целом они представляют собой менее квалифицированные кадры.
В менее богатых европейских странах налоговые ставки не отстают – в Италии налог на средний доход составляет 43%, в Ирландии, Словении, Португалии и Испании НДФЛ колеблется от 40 до 50%. Но, в отличие от африканских стран, жители Центральной Европы хотя бы в состоянии оплатить налоги.
Что же обеспечивают высокие налоги? В отличие от упомянутой выше Африки, западноевропейские страны могут похвастаться отменной социальной системой. К примеру, французский 75-процентный налог на сверхдоходы идет на социальные выплаты и оздоровление экономики. Немецкий "налог солидарности" теперь идет на поддержку многодетных семей (так называемый "материнский капитал"). Мобилизацию средств на социальные нужды в Германии разработали еще во времена Бисмарка, и с тех пор она вполне успешно работает. В ней используется принцип паритета – работодатель и сотрудники уплачивают равные доли социальных взносов. Сотрудники делают взносы по четырем видам страхования: пенсионное (19,9%), страхование на случай безработицы (4,2%), медицинское (14,25%) и по необходимости увольнения (1,7%). Работодатель же обеспечивает страхование несчастных случаев
Африка и Южная Америка
В глаза бросается такой парадокс – высокие налоги существуют лишь в очень богатых либо очень бедных странах. Во многих государствах Черного континента предприятия с 20-процентной рентабельностью не могут оплатить все налоги, даже потратив всю прибыль. Конечно, в абсолютном эквиваленте европейские и африканские зарплаты не сравнятся.
По словам экспертов, африканское налогообложение является второй по значению угрозой в Африке после политической нестабильности. Проблемными являются как величина налогов, так и их регулирование, особенно в таких странах, как Демократическая Республика Конго, Ангола, Нигерия, Южная Африка и Мозамбик. Также, как отмечает консталтинговая компания PricewaterhouseCoopers, в африканских странах наблюдается несоответствие между налоговым законодательством и его соблюдением на практике. Все эти проблемы коренятся в том, что налоговая система в Африке была создана колониальными властями относительно недавно – на рубеже XIX-XX веков. Первым налогом был подушный, ориентированный не на наполнение бюджета колонии, а на привлечение местного населения к работам на плантациях. У человека не оставалось иного способа уплатить налог, кроме как устроиться на плантацию. Развивается африканская налоговая система довольно медленными темпами – к примеру, в Нигерии подоходный налог приняли только в 1940 году, в Алжире налоговый кодекс не совершенствуется с 1976 года.
Также Африка может похвастаться одним антирекордсменом – Гамбией. В этой стране условная компания после двух лет работы должна выплатить в виде налогов и обязательных отчислений 283,5% коммерческой прибыли. За ней следуют Коморские острова с 217%, далее с большим отрывом – Демократическая Республика Конго с 118%. А бюрократический рекорд ставит Бразилия – подготовка и подача отчетности с последующей оплатой занимает здесь 108 суток (2600 часов) в год. Далее следуют Нигерия (956 часов), Ливия (889 часов), Вьетнам (872 часа).
Конёк стран Южной Америки не высокие налоговые ставки, а огромное количество времени, которое предприниматели должны потратить на налоговую бюрократию. После Бразилии с её 2600 часами в год на налоговую волокиту следует Боливия с 1025 часами (43 суток).
Проблема серых зарплат
Кроме того, высокие налоги для предприятий влекут такую распространенную в постсоветских странах проблему как "серые" зарплаты. Большое количество довольно высоких налогов вместе с расходами на аренду, коммунальные услуги и т. д. заставляет предпринимателя использовать "серую" зарплату – вычитывать налоги от минимальной ставки, а остальное доплачивать в конверте, таким образом уменьшая количество уплаченных налогов. Некоторые предприятия и вовсе платят всю зарплату в конверте, тем самым лишая государство налогов, а сотрудника – трудовых гарантий.
Украина не является исключением, хоть с каждым годом отечественное налоговое законодательство становится все более либеральным, многие работодатели не спешат расставаться с "серыми" и "черными" зарплатами. Как отмечает глава Государственной Фискальной службы Украины Игорь Белоус, на зарплатах в конвертах государство теряет 20 млрд. Учитывая общую неэффективность налоговой системы в Украине, реальная цифра может быть намного более пугающей. Для решения этой проблемы государство собирается снизить количество платежей для предпринимателей с 22 до 9, а также установить единый отчетный период в виде квартала для уменьшения количества отчетов и платежей.
В прошлом вопрос "серых" зарплат стоял остро и в Европе. На данный момент в среднем по Евросоюзу серую зарплату получают до 5% работников, а по странам-участницам показатель колеблется от 1% в странах Западной Европы до 23% в Румынии. По данным социологов, низкий показатель в западных странах объясняется тем, что "серые" деньги там платят только за временную либо проектную работу, в то время как в южных странах в конвертах платят и регулярную зарплату. Лидерами в теневых зарплатах являются такие отрасли, как строительство, ресторанно-гостиничный бизнес, такси и парикмахерские. Именно в этих отраслях проводятся регулярные проверки. Кроме того, с "серыми" зарплатами борются посредством штрафом за неуплату социальных взносов в полном объеме. В Швеции любой сотрудник должен иметь специальную регистрационную карточку, за каждого официально не устроенного сотрудника работодатель выплачивает штраф от 100 до 500 евро.
Следует признать, что подобные карательные меры не будут слишком эффективными без либерализации налоговой политики в целом. В Центральной и Восточной Европе налоговики идут на такой хитрый ход, как повышение минимальной зарплаты до 50% от средней, не обошлось и без реформы пенсионной системы и здравоохранения.
На данный момент единый социальный взнос в Украине достигает 35% от зарплаты, в среднем же по Евросоюзу налоговые взносы с зарплат достигают 32,3% (от 39,4% в Швеции до 25,5% в Болгарии). В США размер налога от зарплаты зависит от множества факторов, штата, федерального налога и даже семейного состояния. К примеру, в Аляске отсутствует подоходный налог, а после 2 лет жизни в суровых условиях северного штата правительство даже выплачивает дивиденды. В Неваде также отменили налог на доходы – бюджет штата в полной мере обеспечивают игроки казино Лас-Вегаса. Сумма налогов с зарплаты в США может колебаться от 18% до 30% - как видим, это меньше украинского единого социального взноса. Вывод очевиден – нашей стране предстоит пройти долгий путь либерализации налоговой системы и модернизации социальной системы, чтобы обеспечить своим гражданам возможность работать с пользой для себя и государства.
Автор: Лев Шевченко
Источник: